(812) 987-55-37

www.naZayceva.ru      Помощь психолога в Санкт-Петербурге

 
 
 

 

   
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ПОСЕЩЕНИЯ ЖЕНЩИНАМИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К РОДАМ     


С. Банникова
Учебно-Консультативный Психологический Центр МГУ им. М.В. Ломоносова



Исследование проблем материнства в психологии

В наше время жизненный опыт находит объяснение в научных трудах. Психологи давно обратили внимание на важность ранних детских переживаний, на их влияние на последующую жизнь человека. Зигмунд Фрейд (29) выделил и назвал раннюю стадию в жизни ребенка оральной. Вслед за его трудами стала быстро развиваться психология детства. И на сегодняшний день множество трудов посвящено изучению развития ребенка первых лет жизни. Это труды М.И. Лисиной, Н.Н. Авдеевой, С.Ю. Мещеряковой и др.

Психоаналитик доктор Сильвио Фанти в книге «Микропсихоанализ» (27) высказывает мнение о том, что источники всех проблем человека лежат задолго до его рождения. Отношения между матерью и ребенком в период беременности он назвал «внутриутробной войной», которая заканчивается после рождения ребенка и может возобновиться с новой яркостью, если мать наносит обиды своему ребенку. В книге приведены высказывания анализируемых, которые на бессознательном уровне помнят внутриутробный период своей жизни. Сильвио Фанти рисует безрадостную картину попыток взаимного разрушения матери и плода. Многие из положений этой теории являются спорными. Бесспорно то, что психика берет свое начало задолго до рождения ребенка. Этот момент находит свое отражение в трудах Дональда Винникотта. В книге «Маленькие дети и их матери» (6) в главе «Вклад психоанализа в акушерство» автор говорит о важности для матери периода беременности. В своем анализе Винникотт спускается к моменту возникновения психики, когда «мозг как орган уже позволяет регистрировать переживаемый опыт, собирать данные, сортировать явления и классифицировать их. Такое слово, как «фрустрация», уже имеет смысл: ребенок способен держать в уме идею, что нечто ожидалось, но в полной мере не исполнилось.

В свете подобных теоретических рассуждений возможно допустить факт существования человеческой личности до рождения». Винникотт признает спорность этого положения, но он убежден в его правильности. В своей книге он указывает на важность периода беременности. Винникот считает, что, если о женщине достаточно заботится муж или государство, то ко времени появления ребенка на свет, мать готова действовать, прекрасно зная нужды ребенка. Этому нельзя научить. Мать чувствует: младенца надо взять на руки или положить, не трогать или перевернуть. В книге Винникотт пытается проанализировать, почему иногда мать не может быть «обычной преданной матерью». Автор подчеркивает, что «если мать — без особых усилий — способна быть матерью, мы никогда не должны вмешиваться. Она не сможет защитить себя, потому что просто не поймет, в чем ее обвиняют. А мы покалечим ее. Все это обернется изувеченной психикой ребенка». Маргарет Мид (34) тоже считает, что материнская забота и привязанность к ребенку глубоко заложены в реальных биологических условиях зачатия и вынашивания, родов и кормления грудью. Только сложные социальные установки могут полностью подавить их.

Материнское отношение не возникает одномоментно и сразу после рождения ребенка, а проходит целый путь становления. Индивидуальный онтогенез материнства изучала Галина Григорьевна Филиппова. В статье «Образ мира и мотивационные основы материнства», вошедшей в сборник «Проблемы изучения и развития личности дошкольника» (32), она описала этапы развития материнского отношения в онтогенезе:
Собственный опыт взаимодействия с матерью в пренатальный, родовой и ранний постнатальный период.
Игровой период.
Период нянченья.
Период полового созревания.
Опыт первых родов.

Развитие материнского отношения зависит от опыта взаимодействия с собственной матерью, отработки опекающего поведения в ролевых детских играх, в заботе о младших детях, во время вынашивания беременности и при телесном контакте с ребенком после родов, в ходе которых опредмечиваются младенческие стимулы и создаются условия для возникновения привязанности между матерью и ребенком. Изучая формирования чувства привязанности, В.И. Брутман выделил три этапа:
Фаза преднастройки. Формирование матрицы материнского отношения в онтогенезе.
Фаза первичного телесного опыта: интрацептивный опыт во время шевеления.
Период после родов.

В.И. Брутман (4) считает центральным в формировании привязанности к ребенку возникновение первичного интрацептивного ощущения в ходе беременности совпадающее обычно с началом шевеления, которое вызывает у будущей матери чувство «сродненности» с собственным ребенком. Г.Г. Филиппова считает, что переживание женщиной шевеления ребенка характеризует стиль переживания беременности и может служить диагностическим показателем для выявления отклонений от адекватной модели материнства и проектирования индивидуально-ориенированного психологического вмешательства (28). Используя методы наблюдения, феноменологического описания поведения, полуструктурированного интервью, проективных методик, она описала варианты стилей переживания беременности:
Адекватный;
Тревожный;
Эйфорический;
Игнорирующий;
Амбивалентный;
Отвергающий.

Н.П. Коваленко разработала комплексный метод психофизической подготовки женщин к родам. Этот метод она назвала «Глория». Автором было доказано, что у женщин, которые прошли психофизическую подготовку по этому методу понижается тревожность, уменьшается вероятность патологии в родах, большинство женщин кормит ребенка грудью. Материалы этого исследования были представлены на конференции Межрегиональной Ассоциации перинатальной психологии и медицины России. На конференции был представлен материал Ю.И. Шмурак «Категории психологической антропологии в построении психологической теории пренатального развития и предмета пренатальной практики» (31). В нем говорится, что «внутриутробный ребенок обладает автономной субъективностью, способной к спонтанному самовыражению, которое, в свою очередь, влияет на эмоциональное состояние беременной… Травматические влияния на плод происходят потому, что у внутриутробного ребенка отсутствуют средства коммуникации, он не был «услышан» и «понят» матерью». Ю.И. Шмурак считает, что оптимальной моделью для психотерапевтического воздействия является модель под названием «неограниченная коммуникация». На конференции Межрегиональной Ассоциации перинатальной психологии и медицины представили свои материалы Захаров А.И. — доктор психологических наук, Р.Д. Мухамедрахимов — кандидат психологических наук, В.А. Самойлов — кандидат психологических наук и др.

Из сказанного видно, что с одной стороны растет социальный запрос на психологическую помощь беременным женщинам, а с другой стороны, профессиональных психологов, работающих с беременными, у нас в стране единицы. В женских консультациях занятия по подготовке к родам ведут врачи — гинекологи, организованной психологической службы не существует. Нет даже разовых консультаций. Зачастую женщина остается один на один со своими проблемами. Пустующую нишу заполняют представители неформальных направлений. Они организуют группы по подготовке к родам. Эти группы пользуются популярностью, количество их растет. Однако психологического анализа деятельности этих групп нет. Неизвестно какой контингент женщин приходит на занятия, почему, какие вопросы волнуют беременных женщин, посещающих занятия по подготовке к родам. Начать такой анализ целесообразно с выявления причин, по которым женщины приходят на занятия. С этих точек зрения была сформулирована цель данной работы.


Количество показов: 853
Автор:  С. Банникова Учебно-Консультативный Психологический Центр МГУ им. М.В. Ломоносова

Возврат к списку

 

try { var yaCounter922906 = new Ya.Metrika(922906); } catch(e){}